Знаменитый канадский фотограф армянского происхождения Юсуф Карш (Yousuf Karsh) вошел в мировую историю фотографии благодаря своим великолепным портретным работам. Многие его работы обрели хрестоматийный статус. Количество их публикаций, равно как и выставок работ Карша, не поддается исчислению.
Согласно изданию International Who's Who, Карш сумел сфотографировать 51-го из 100 наиболее примечательных людей прошлого века. Сам же Юсуф Карш был отмечен «Книгой рекордов Гиннеса» как самый выдающийся мастер портретной фотографии.
Хотите войти в историю, как автор высокопрофессиональных и необычных снимков? Курс «Продвинутый фотограф» даст глубокую техническую подготовку по основам портретной фотографии. А практику профессиональной фотосъемки пройдете с признанными мастерами фотографического дела – нашими преподавателями.
Юсуф Карш родился в 1908 году в армянской семье в городе Мардин, на юго-востоке Турции. Из-за репрессий и геноцида армянского населения он в 14-летнем возрасте вместе со своими родителями вынужден был бежать в Сирию. Уже спустя два года его родители «встали на ноги» и сумели скопить деньги для того, чтобы послать мальчика в Канаду, где в городе Шербрук жил его дядя фотограф Джордж Нагаш. Юсуф Карш не знал ни французского, ни английского языка и все свободное время проводил в фотостудии, помогая своему дяде. С собственной камерой он часто слонялся по окрестностям города, а затем печатал свои фотографии. Однажды, приятель Карша послал подаренную им фотографию на конкурс, где снимок получил главный приз в 50 долларов. Заметив фотографический талант Карша, его дядя послал племянника в Бостон к своему другу фотографу-портретисту Джону Гаро. В этот период времени Джон Гаро считался одним из самых известных и востребованных портретистов на Атлантическом побережье Соединенных Штатов. Юсуф Карш прилежно учился у своего нового наставника, осваивая все технические тонкости фотографии.
Проведя в Бостоне в общей сложности более трех лет, Юсуф Карш снова возвратился в Канаду, где в 1931 году открыл свою собственную небольшую студию в центре Оттавы. Поначалу дела шли не слишком хорошо, но вскоре число постоянных клиентов заметно выросло и снимки молодого фотографа даже начали мелькать в еженедельнике «Saturday Night». Ему поступил заказ на фотографирование репетиций и выступлений группы актеров-любителей Малого театра Оттавы. Именно там он впервые познакомился с возможностями искусственного освещения и игрой света. Благодаря тому, что сын генерал-губернатора был одним из ведущих актеров театра, Каршу вскоре представилась уникальная возможность сделать портрет такой важной особы. И хотя в первый раз молодой фотограф слишком волновался и снимки генерала-губернатора откровенно не получились, но ему был представлен второй шанс, которым он блестяще воспользовался. Сделанный им парадный портрет генерала-губернатора был напечатан в нескольких популярных изданиях в Канаде и Великобритании.
Благодаря такому успеху в 1936 году ему представился случай сфотографировать американского президента Франклина Рузвельта, который приехал с визитом в Канаду. Во время своей работы он познакомился с премьер-министром Канады Маккензи Кингом, в результате чего получил возможность фотографировать многих важных персон и политических деятелей.
В 1936 году состоялась первая выставка работ Карша, и сам премьер-министр Канады Кинг был ею вдохновлен, предложив Юсуфу постоянные заказы по фотосессиям высокопоставленных зарубежных гостей правительства. В мрачном 1941 году он делает портрет прибывшего с визитом Уинстона Черчилля — портрет, прославивший фотографа и навеки определивший образ харизматичного политика.
Во время съемки Карш очень не хотел фотографировать Черчилля с его знаменитой сигарой в зубах, чтобы снимок не получился похожим на другие. Каршу пришлось немало попотеть, пытаясь сначала уговорить Черчилля встать там, куда был направлен свет, а затем корректировать позу. Сигара мешала невероятно, Карш даже приволок пепельницу и поставил ее рядом с Черчиллем, но тот был невозмутим, на намек внимания не обратил, и продолжал пожевывать сигару. Отчаявшись, фотограф смело подошел к Черчиллю и, пробормотав «Простите, сэр», выдернул сигару из его губ. Вернувшись к камере, Карш сумел сделать снимок несколько агрессивного и воинственного премьера, который был вне себя от такой наглости фотографа.
"Ты, пожалуй, даже разъяренного льва заставишь замереть перед камерой", – сказал Черчилль, пожимая Каршу руку. Кстати, фотография эта очень понравилась самому герою. Эта уникальная фотография была напечатана в журнале «Life», а затем появилась на многих почтовых марках и плакатах.
Фотография Черчилля сделала Юсуфа Карша еще более знаменитым, и ему уже не приходилось самостоятельно искать заказы. Он создавал фотопортреты политиков, писателей, художников, актеров, космонавтов, королей, президентов, и даже римские папы обращались к его услугам. Среди наиболее знаменитых портретов Юсуфа Карша можно отметить снимки Альберта Эйнштейна, Пабло Пикассо, Жана Кокто, Фиделя Кастро, Джона Кеннеди, Одри Хепберн, Эрнеста Хемингуэйя, Бернарда Шоу, Элеанор Рузвельт и многие другие. По меткому выражению британского маршала Монтгомери все политические деятели и знаменитости хотели быть «каршированными» (от глагола «Karshed», то есть быть сфотографированным Каршем).
Что же отличало Юсуфа Карша от других фотографов-портретистов его времени? Прежде всего, это большая подготовительная работа и внимание к мелочам. Он продумывал основные моменты съемки и старался разузнать определенную информацию о своей модели, которая может понадобиться ему для создания великолепного портрета.
Вообще, Карш в портретах стремился превратить лицо человека в легенду, и это ему отлично удавалось. Он никогда не использовал, например, изгибов драпировки в качестве декораций или каких-нибудь особых интерьеров для создания фона. Фон он создавал игрой гениально установленного света, определяя оптимальное его соотношение с одеждой снимаемого.
Использование классического света, направленного, прежде всего, на лицо и руки модели стало фирменным почерком Юсуфа Карша. По мнению самого фотографа, грамотное использование света является тончайшим инструментом для отображения лица человека.
С помощью световых эффектов Юсуф Карш добивался потрясающей глубины и выразительности своих портретов, а также предельной резкости и проработки каждой детали. Для этого он использовал мощные источники заливающего света и специальные прожекторы, которые Карш возил с собой по всему миру. Почти вся фотографическая техника, которую он применял в своей работе, была сконструирована самим Каршем.
Еще одна особенность работ Юсуфа Карша – это его уникальное умение «поймать момент». Как говорил сам знаменитый фотограф, «в каждом человеке спрятана тайна и моя задача — открыть ее. Это открытие произойдет — если оно вообще произойдет — в ничтожно малый интервал времени. Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь еще сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф должен успеть сделать свою работу — или он проиграл».
В извечном споре между физиками и лириками Карш непременно примкнул бы к последним: его влекла эстетическая, художественная сторона фотографии, а не техническая. Он утверждал, что модель камеры и прочие технические вопросы – не тема для фотографических дискуссий, и неизменно отказывался обсуждать свое оснащение, предпочитая поболтать с собеседником о своей полной приключений жизни и интересных личностях, которых он фотографировал. Однако же, несмотря на то что он не любил думать о технике – или же потому, что просто не хотел о ней думать, Карш всегда покупал только самые лучшие камеры, какие мог позволить, причем сконструированные по его собственным особым указаниям, а также приобретал и использовал в огромном количестве осветительное оборудование и другие принадлежности.
Поэтому уже в начале своей карьеры Карш таскал с собой по всему миру почти сотню килограммов оборудования. Его большой Chrysler был специально адаптирован под перевозку всей этой фототехники: заднее сиденье было снято, да еще и на крышу был установлен багажник. В 40-х и 50-х годах Юсуф брал этот автомобиль с собой и в Европу, но большинство водителей, которых он нанимал, не имели опыта вождения таких «дредноутов», до отказа забитых очень хрупкой аппаратурой, и Карш менял их ежедневно.
Основным инструментом мастера была камера Calumet формата 20х25 см с мехом, произведенная в начале 40-х годов в Чикаго. «Я предпочитаю большой формат, но также использую 35-миллиметровую Leica-flex и Hasselblad. 35-миллиметровой камерой тоже можно делать великолепные снимки, все зависит от того, в чьих она руках. Это как умение хорошо писать – неважно, ручкой или карандашом; важно, что ты можешь сказать».
Что же касается света, которому Карш придавал решающее значение в съемке, то, как правило, он использовал мощные источники заливающего света и прожекторы, изготовленные, опять же, по его персональному заказу. Именно они позволяли ему фотографировать с закрытой диафрагмой, добиваясь тем самым желанной глубины резкости. Печатал свои портреты мастер на бумаге размером75x40 или 50x40 см.
Творческий стиль Карша оказал сильное влияние на многих фотопортретистов, особенно в 40-х и 50-х годах.
В начале 90-х Юсуф Карш закрыл свою студию в Оттаве, посвятив оставшиеся годы заслуженному отдыху, но не забыв про любовь всей своей жизни – фотографию. Скончался он в 2002 году в возрасте 93 лет, оставив молодым фотографам – и не только им – замечательный совет: «В поисках величия духа я неизменно стремился достичь совершенства, прекрасно зная, что оно недостижимо. Но сам этот процесс доставлял мне огромное удовольствие. Он позволял мне, несмотря на годы, оставаться в душе молодым, искателем приключений, всегда чего-то хотящим и всегда осознающим, что подлинный объектив камеры – это твои сердце и ум. Изучайте гуманитарные науки, историю, музыку, поэзию, читайте биографические материалы и путешествуйте. Все это очень помогает как фотографу, так и любому, кто хочет реализовать свой талант».
Благодаря необычайному таланту Юсуфа Карша мы можем узнать для себя, как в реальности выглядели самые известные личности XX столетия. За всю жизнь Юсуф Карш опубликовал полтора десятка альбомов с фотопортретами. К каждому из них дано краткое описание фотосессии. Из списка моделей Карша особенно выделяются портреты Мухаммеда Али, Фиделя Кастро, Че Гевары, Эйнштейна, Эйзенхауэра, принцессы Елизаветы, Роберта Фроста, Кларка Гейбла, Хемингуэя, Одри Хепберн, Папы Иоанна Павла II, Джона и Жаклин Кеннеди, Пикассо, Бернарда Шоу, Яна Сибелиуса, Энди Уорхола. Да и другие портреты – они если и не стали легендарными, то, как минимум, являются образцом мастерского фотографического портрета. Работы Юсуфа Карша входят в постоянные экспозиции ведущих музеев, неизменно оказывая чарующее впечатление на зрителя.